1 Мар

Бонсай на участке-фото, идеи, опыт от практика.

Сейчас пол первого дня, время обеда. Можно передохнуть от садовых дел. Устроившись поудобнее в тени красивого бонсай, я пишу эти строки.
Заказывая разработку ландшафтного дизайна в Минске, мои заказчики все чаще задают мне такого рода вопрос: «Уместно ли будет на моем участке дерево бонсай ?!» А так как теоретической информации как вырастить бонсай, где купить бонсай в Минске, история возникновения, и кто такой вообще этот бонсай :), в интернете предостаточно. Зато совершенно нет статей от практиков по применению в ландшафтном дизайне философии бонсай на участках Минска и Минской области и вытекающие отсюда важные вопросы.
Где и как размещать бонсай, чтобы он не «потерялся» на участке! Каким образом усилить объем в котором он будет находиться, и зачем он нужен !? Давайте вместе разберемся.

скетчи-бонсай-bonsaiЗадумываясь о покупке вы должны понять важные составляющие связанные с этим желанием. Многие считают что он сам по себе «выразитель идеи» и посадив его на участке этим все и заканчивается, на самом деле все только начинается :) 
Начнем с самого начала — с покупки.
Когда мы видим этого красавца в питомнике он производит на нас неизгладимое впечатление, он безмолвно хранит в себе изящность и обаяние своей восточной культуры и имеет над зрителем какую-то особую созерцательную власть. Это настолько удивляет, что мы невольно желаем его приобрести и в эти моменты не задумываемся о главном- о целесообразности данной покупки.

В последующем наш герой, ярко выраженный аристократ с голубой кровью, благородного происхождения с утонченными повадками, по какой то причине оказывается у нас в саду. И что наш монарх там видит, огромное сборище разношерстных плебеев: тут и хосты, спиреи, сирени, злаки, яблони, груши, вообщем кого только нет:) . Что происходит с нашим героем в этой компании?- плечи его осунутся, глаза перестанут гореть, философские рассуждения и горячие призывы уйдут, останется только тень от былого величия, да пустая болтовня с обитателями сада о том кому сколько удобрений досталось :)

Что бы этого не происходило надо понимать, что бонсай это тонкая философия, определенное настроение и созерцательная атмосфера. Постарайтесь создать для него соответствующую авансцену и только тогда в окружении своей традиционной свиты наш монарх будет величествен. Тогда ваш участок наполнится свежими красками и будет пробуждать внимание и интерес.
Но самое главное он обязан зачать возле себя круговорот высшего сознания, где все замедляется, даже время и остаются только ваши размышления, воспоминая и мечты.
Лучше всего для бонсай на участке выбрать наиболее обособленное место, где впоследствии можно создать тематическую зону для созерцания, которая по своей стилистике может значительно отличаться от общего сада.
Если такой возможности нет, то надо организовать последовательный, органичный переход от одного объема к другому. Как это сделать?

  • Важно понимать, что бонсай очень сильный доминант и должен превалировать в окружающем его пространстве. Поэтому продумывая дизайн сада не рекомендую размещать дерево в центре крупных объемов, там намного сложнее его обыграть.
    В этом большем пространстве он теряет свои доминантные способности, пространство его уничтожает, в отличие от небольшого объема, где он наполняет его своим воздействием. К тому же это не новогодняя елка и открытые со всех сторон перспективы ему только вредят. Вид на бонсай должен открываться постепенно, захватывая и интригуя зрителя, а все детали должны проявляться вблизи его. При выборе места помните, в основном бонсай для нашей климатической зоны выращены из светолюбивых пород.

Следующий очень важный момент в восприятие бонсай в ландшафтном дизайне это уже сформированные веками восточной культурой штампы, в которых изящное дерево сопровождают различные природные формы в виде фактурных камней с мхом и лишайником, обособленных стриженных кустов, воды и так далее. Да и вообще даже самый маленький «бонсайчик» у нас ассоциируется с коряжистым деревцем в плошке или камне, то есть это по определению художественная композиция из различных элементов, уравновешенное в одно гармоничное цельное произведение руками мастера.

А что делаем мы — просто покупаем совсем не дешевый бонсай в Минске и размещаем его среди газона или других растений.

А наша главная задача обособить, выделить, создать ощущение острова или полуострова, где жизнь циркулирует вокруг, а он прибывает вне суеты находясь в созерцательном равновесии. Этого эффекта легко добиться используя в общей композиции рядом с деревом традиционные ему природные материалы, такие как: камень, натуральные отсыпки из камня, воду, кору и другие контрастные фактуры.

Моими излюбленными приемами помимо фактурного и цветового контраста, выделения авансцены бонсай, размещать в объеме альпинария, а так же в зонах перепада высот, устраивая ступени и лестницы из натурального камня, что еще более акцентирует данный объем. Совершенно другой уровень приобретают композиции с использованием различных видов ограждения.

Подбирая камни для композиции руководствуйтесь правилом подобия, то есть они должны быть продолжением дерева. Обращайте внимание на фактуру, цвет и что очень важно форму.
Камень должен иметь ахроматические оттенки серого, черного, темно-зеленого, коричневого и повторять колористику дерева, его коры, хвои. Быть максимально фактурным с естественными симбиотическими образованиями мха и лишайника. Гладкие, с мало выраженной фактурой, следственно с повышенным бликованием, камни с поля не подойдут.
Форма камней в идеале должна перекликаться с формой ярусов бонсай, то есть они должны быть плоскими и вытянутыми, прямоугольными. Круглые камни в этом случае малопригодны.
Почитать о свойствах камня и как его выбирать можно в цикле статей альпийская горка, альпинарий советы от практика.

  • Давайте перейдем к реальным примерам:

Эта группа задумывалась и прорабатывалась в деталях. Главной целью было создать максимально созерцательную атмосферу. Поэтому около небольшого «бонсайчика » пришлось придумать и создать целую группу различных природных, тематических элементов.

Бонсай-дерево-купить в Минске

 

Следующий пример демонстрирует как различными композиционными приемами выделить зону с бонсай в объеме общего участка, с постепенным, органичным переходом.

В данном контексте я выбрал этот склон для размещения группы из двух бонсай, для общего объединения с патио. Обратите внимание, отсыпка из натурального камня полностью повторяет цвет постройки патио и колористически является его продолжением. Также контрастной волной из отсыпки и размерами бонсай, от крупного к маленькому и последовательного понижения к патио, придал композиции динамичность. Фактурные камни словно вырастают из обнажившегося склона и направлены поперек дорожки из натурального камня, явно акцентируя главный вид монарха и побуждая к замедлению движения. В данной композиции основной акцент построен на противоборстве двух объемов — газон и общее пространство, и отдельный остров с деревом бонсай и его атрибутами. Присмотритесь к маленькому бонсай в плошке, рядом с карликовым деревцем наше дерево-великан кажется значительно выше во всех смыслах, чем он есть на самом деле. В нашем случае каждый объем наделяется особенной ясностью и выразительностью. Запомните-контраст в искусстве бонсай применяется как лучшее средство уселения эффекта  характерных  величин.  Ограждение призвано усилить ощущение динамики, а с другой стороны, противопостаwвить обособленность и защищенность нашего островка общему движению и мирской суете.

 

 

   bonsai- бонсай

 

Следующий пример.
В поддержке нуждаются как люди так и деревья :) Сидя на этих качелях открывается вид на центральный большой бонсай из граба. И чтобы усилить открывающий вид на этого великана с этой зоны, я разместил возле качелей перекликающиеся и подобные элементы — маленький бонсай и камни.

 

 

Бонсай статья

Еще один пример подержи и тождества в композиции. На этом месте, постепенно, из сосны желтой, я решил сформировать подобие бонсай. Но чтобы общая композиция смотрелось уже сейчас самодостаточно и закончено, я создал тематический островок где доминирующим акцентом являются два дерева растущие из разломанных камней, друг с другом перекликающиеся.

    Все о бонсай на участке

 

Его величество друид — дерево.

Мой неравнодушный к красоте заказчик видимо совсем не случайно повстречался с ним в питомнике и настолько проникся его харизмой и глубиной, что уже не воспринимал свой сад без нашего героя.

Производя разгрузку с соседского участка, крановщик и мы, были не готовы к осознанию того что наш друид может весить более 4 тонн, вследствие чего у крана сначала ушла в землю опорная нога, а потом сорвало шланг высокого давления и наш восточный эмигрант оказался совсем не там, где по нашим планам ему предстояло в последующем проживать.:) В ближайших пару дней мы предпринимали различные попытки переместить 4 тонное дерево на другой конец участка, но все было тщетно. Видимо у нашего друид-дерева были свои планы где ему в последующем находиться, и мы покорились его воле.

  • Закипела работа. Предстояла большая миссия -создать не просто переднюю авансцену, а уже масштабную круговую сцену подобающую нашему герою. Моей основной головоломкой было какими образом и какими средствами создать сравнительно общую видимость, и в тоже время присущую только этой зоне обособленность и атмосферу. Другими словами, чтобы человек ощущал себя в куполе, но не существующем, без видимых стен.

Поэтому всю концепцию я задумал в виде различных подчиненных элементов, расположенных в целенаправленном движении вокруг нашего друид — дерева, образовывая замкнутый круг — символ цельности, единства и разума.
Начал с отсыпки земли для устройства перепада, соорудил каменные ступени для усиления ощущения перехода и входа в эту зону. Следующим этапом было мощение из песчаника, оно в первую очередь служило не для прямого предназначения, а композиционного усиления приствольного круга выложенного из камня в виде подпорника.
Но по своей структуре мощение не должно было быть жестко ограничивающим, а должно являть собою плавный переход между газоном с примыкающим объемом и композицией с деревом. Фокусные камни также подчинялись общей круговой циркуляции.
Но основной проблемой с которой мне пришлось столкнутся, это вопрос выбора лавки или скамейки для размышлений и созерцания рядом с друид-деревом, она должна была стать единым органичным целым с деревом, а все что приходило на ум не подходило.

Предстояло придумать что-то такое чего не существует в мире и должно быть в единственном экземпляре сочетающееся только с этим деревом и местом, соответственно и в голове моей в виде перебора различных скамеек в памяти не могло быть этого чего-то, благо опыт уже есть, и я ушел воздействовать на свою голову :) »
Придумать природную лавку из камней весом больше 3 тонн и цельного изогнутого ствола дерева мой воспаленный мозг мог легко, а вот как это все найти, подогнать друг к другу и устроить………. , но с божьей помощью, огромным желанием и деньгами заказчика все получилось:)

Бонсай-Дерево бонсай Минск

 

Время подводить итоги. Бонсай в саду априори может создать удивительную атмосферу, атмосферу созидания, обостряя наши чувства и восприятие. Более того, любуясь этими сильными, коряжистыми деревьями противостоящими различным стихиям и времени, невольно сравниваешь их с нами — с людьми, мы также индивидуальны и харизматичны, и постоянно находимся в борьбе со своими слабостями на пути к познанию и самосовершенствованию.

Ну а суть всей басни такова, что как и человеку нужно окружение в виде друзей и семьи, так и бонсай без своего традиционного, извечного окружения и идей, уже совсем не тот бонсай:)
P.S.         Не дайте еще не купленным «бонсайчикам» погибнуть без своего окружения, поделитесь ссылкой на статью, спасибо:)

С уважением, художник -дизайнер Ломать Дмитрий. Минск

Дерево бонсай в Минске


Добавить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные поля помечены *