19 Мар

Как сделать альпинарий-альпийскую горку самостоятельно, догма 3

3 Догма — камень, основной элемент композиции альпинария. Ух, прямо почувствовал ваш праведный гнев, а растения, как же растения Дима !? Как, как -все так же в 4 заключительной статье :)
С местом расположения и общей идеей альпинария мы разобрались в предыдущих статьях. И поэтапно дошли до самого сложного и захватывающего периода до непосредственного процесса создания альпинария.
Из самого понятия альпийской горки видно, что именно камень придает ту неповторимую характерную особенность этого природного ландшафтного элемента, а растения в последующем ее облюбовывают (в данном случае, с нашей помощью ) и дополняют общую композицию рокария.

Вот почему большое значение приобретают вопрос, как сделать, а также какие именно камни будут использованы и какая композиция их размещения будет наиболее удачной?

Как сделать альпийскую горку

Перед прочтением запомните — чем более интересный фактурный камень, тем меньше можно думать над общей идеей, так как он сам уже по себе выразитель идеи. Чем менее невзрачные камни, тем более они должны быть подчинены общей задумке.

  • Цвет.

Во многих статьях присутствует информация в которой при оформлении альпинария категорически отвергается использование камней различных цветов, так как они как будто создают хаотичное воздействие.
На самом деле это стереотип теоретиков, а в реальности очень трудно подобрать камни одной фактуры и цвета, если только вы не покупаете их за большие деньги.

И в данном случае можно с легкостью парировать, что такая колористическая композиция лишена контраста, монотонна и не интересна. В данном аспекте в большинстве своем на участке у нас оказываются камни разных оттенков и сложены из разных пород. Как выйти из этой ситуации! Надо сделать фильтрацию.
В данном случае я поступаю так — все камни фильтрую, то есть камни одного оттенка в одну кучу, другие в другую, получается пару горок с однотонными камнями.

Как сделать альпийскую горкуВ дальнейшем вы должны запомнить одно основное цветовое правило, не размещать камни как бусы, последовательно серый- черный, серый- черный, а размещать их отдельной цветовой группой или ярусом, где будут использованы камни одного цвета, но всегда есть но. Если вам надо усилить внимание в какой-то части альпинария, можно применять цветовой акцент

 

  • Размер.

Запомните, лучше применять несколько больших камней как основу, а вокруг этих крупных распологать поменьше, чем очень много камней маленького размера. Одинаковые по размеру камни обедняют художественную ценность альпинария и оказывают монотонное воздействие. Как этого избежать!
Мелкие камни надо методом подбора и последующей расклинкой группировать в один общий блок, а в небольшие образовавшиеся щели впоследствии высаживать мшанку, камнеломку и другие почвопокровные растения. Тогда наши раздробленные камушки будут смотреться одним массивным блоком.

Ну как показывает практика почти везде около населенных пунктов имеются свои крупные камни. Просто держите это у себя в голове и когда в вашем поселке будет проезжать соответствующая техника в виде погрузчика, доставьте его на постоянное место жительство :)

  • Размещение.

При укладке камня старайтесь укладывать его естественно. У любого камня, как и у человека есть лицо, а есть и :)
Значит надо рассмотреть и понять где у камня «лицо» и в данном контексте без разницы какое происхождение у камня, осадочное или вулканическое, тут важно проследить как он образован и в каком положении дожил до нашего времени. Если вы плоский, пролежавший в таком положении веками камень, установите на не свойственный его положению другой бок, то это не естественное положение будет очень сильно заметно. В помощь вам будет тоновое отличие камня и расположение мхов и лишайников на нем. То есть та часть которая находилась в земле, без симбиотических лишайников на нем, в вашем альпинарии также должна находиться снизу в земле.

  • Композиция. Солнце в центре, а вокруг него мелкие планеты.

Основная догма. Самый большой и красивый камень или группу камней, вокруг которых будет складываться остальная композиция, надо использовать как солитёр, чтобы полностью раскрыть эстетическое воздействие, а остальные более мелкие использовать как вспомогательные группы.

То есть каждый камень должен быть частью целого и его расположение должно подчиняться задуманной идее и иметь смысл. Первый и самый важный этап.
Выберите самый крупный красивый камень или группу самых фактурных камней, это и будет ваш композиционный центр, и расположите их согласно вашей идее, а уже следующие камни или группы камней должны действовать подчиненно, второстепенно. Помните — начальник и подчиненный :)

Композиционный центр не обязывает вас располагать его сугубо посередине альпинария :) Он может находиться в любом месте.
Постепенно работая над раскладкой камня, проверяйте себя.
Как это сделать ? Выставьте камни в композиционный центр, а потом установите рядом подчиненные группы и позовите любого человека (соседку по даче, родственника ) и спросите у него где центр всей этой группы, если ответ будет быстрым, то вы на верном пути, а если ответ затруднителен — то значит надо поработать над более явным выделением.

Главное осознать, что композиционный центр можно выделить не только размером, расположением, цветом и фактурой самих камней, на данном этапе вы должны уже оперировать растительностью, различными отсыпками и так далее. Важен сам факт иерархии — главного начальника и подчиненных :)
Еще один распространенный, часто встречающийся стереотип, что крупный камень или камни надо располагать исключительно снизу в первом ряду. Запомните, камни можно располагать везде, не должно быть никаких шаблонов. Единственный критерий — цельное гармоничное произведение, название которому — ваша уникальная альпийская горка, которую вы с таким трудом сделали своими руками.

Не допускайте распостранненой ошибки, распологая  камни обязательно прикапывайте их на 1/3 в землю.

Давайте перейдем к нашим уже знакомым примерам, где я наглядно буду описывать композицию и технические приемы.
Основные ошибки. Обратите внимание здесь нет композиционного центра, очень много раздроблено лежащих элементов, то есть камней, много не значит хорошо. Помните о мере и еще раз о мере !?

Как сделать альпийскую горку

Альпинарий композиционно может состоять всего лишь из пару камней и даже из одного, но за то какого:)

Как сделать альпийскую горку

Из прошлых статей мы уже знаем, что главное назначение этого альпинария гармонизировать неприглядный угол. Обратите внимание, центром композиции является большой, фактурный, светлый камень, который явно держит наш взгляд на себе. Камень справа по цвету и фактуре подчинен к крупному и дополняет его, оба они утоплены вглубь и словно вырастают из зелени.
А камень слева подобран так, чтобы он был темным и вступал в контраст с бежевой плиткой и находил на нее словно ледник. Создавая ощущение того, что альпинарий одной частью находится в глубине, а второй пытается выбраться:)

альпийская горка-рокарий-альпинарий

Следующий пример. Здесь все масштабней, сложней и интересней, из прошлой статьи мы знаем, что альпинарий здесь должен усиливать террасу. Соответственно композиционным центром здесь является сама терраса, а каменная лестница являющаяся одним целым с альпинарием, сама по себе является очень сильным акцентом, который привлекает очень много внимания. Чтобы ослабить ее доминантное значение я высадил с одной стороны тую западную, а с другой — сосну черную, а снизу у основания посадил можжевельники. Таким образом лестница максимально слилась с общим объемом альпинария. С правой стороны для поддержания равновесия я усилил объем елями и посадил карликовую березу. Все остальные элементы призваны усилить главную идею того, что терраса вырастает из зелени. Внизу альпинария, где он граничит с дорожкой из натурального камня, я установил камни и посадил карликовые хвойные формы четко ограничивая объем альпинария, но оставлял окошки для почвопокровных растений (мазус, катула), чтобы они наползали на дорожку, создавая ощущение продолжения.

альпийская горка

Еще один пример. В этой много элементной композиции также явно выступает центр в виде крупного камня, на который ведет лестница к импровизированному поселению. Внизу, для жителей этого поселения, я создал двухуровневое озеро с дундуком, обелиск предков для поклонения и другие атрибуты их жизни:) Но все эти элементы подчинены крупному основному камню.

Обратите внимание, два озера с дундуком, в художественном смысле это уже отдельная композиция и для ее уравновешения так же был размещен доминирующий элемент. В данном случае это фокусный камень в виде скалы с которого стекает вода в озеро. Он главный, а две лужи:) подчиненные.
То есть вы должны понимать, что доминантный центр, которому подчиняются вспомогательные элементы, могут повторяться в пределах одного альпинария или альпийской горки, но должны соединяться общей идеей и не мешать друг другу, а дополнять.

Как сделать альпийскую горку самостоятельно

  • Раз мы в этом разделе плотно разбираемся с камнем, давайте обозначим момент покупки или выбора камня.

Начну с факта, как бы вы этого не хотели, но придется съездить дважды или трижды.

Даже я, ремесленник с опытом, когда нахожусь среди камней, то ощущаю себя ребенком, настолько они своей энергией воздействуют на меня и мои идеи. Меня захватывают чувства и порой трудно сконцентрироваться на изделии которое предстоит создать.

Как правило, если в первой поездке на эмоциях был куплен или собран камень, то по возвращению не знаешь что с ним делать. Наверняка вам знакомо это чувство неоправданного шопинга :)

Я предлагаю проверенный вариант, съездить на разведку, изучить различные камни, цвет, фактуру, породу, вдохновиться и ехать обратно домой. На месте, с планом вашего будущего альпинария попить чайку, походить и пофантазировать.

И вы сами заметите свою окрепшую уверенность и чудесным образом будете представлять какие камни вам надо, а какие совершенно будут не уместны для развития вашей идеи и более того, вы начнете ее физически представлять. Также станет более понятно, какие дополнительные материалы вам нужны для вашего уже по настоящему выстраданного, но очень гармоничного альпинария:) А во второй поездке поедите именно за тем, что надо.

Как сделать альпийскую горку

В следующей, последней статье, мы  разберемся со строительной частью создания альпийской горки и ее озеленения.

догма 1.                Догма 2.

С уважением, художник-дизайнер Ломать Дима. Минск


Добавить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные поля помечены *