27 Мар

Планировка участка и дизайн сада в Минске, разбираем очередную ошибку.

Ну вот приехали, перед моими глазами очередное творчество Минского архитектора, которое попало ко мне из рук заказчика, со словами – «надо выполнить работы по благоустройству и озеленению по этому плану». На мое замечание, что это «вообще не о чем», заказчик с благоговением произносит фразу, что это эскиз  знаменитого архитектора.

дизайн сада,планировка участка

Честно, мне приходилось переделывать достаточно планов от  именитых Архитекторов и до сих пор мне не понятна их мотивация, неужели они не знают, что существуют ландшафтные архитекторы – дизайнеры, почему они обрекают своих же заказчиков на фатальные  ошибки. Но если у вас не хватает знаний или времени, откажитесь от проекта, или перенаправьте, зачем  предлагать  эти примитивные 10 минутные, бездумные планы, которые никаким образом не завязаны с вашими же спроектированными архитектурными  постройками. Ведь сотни тысяч людей доверяя авторитету архитекторов, опираясь  на эти «просто планы» проводят благоустройство и озеленение, обрекая себя и свою семью на дисгармоничную планировку участка с вытекающими отсюда последствиями.

Так что включаем наше восприятие на полную катушку и будем разбираться с причинно-следственными связями проектирования.

Все мы взрослые люди и знаем, что даже самый незначительный объект или наоборот значительное явление в мире, находится в равновесии и существует не само по себе, а взаимосвязано с другими явлениями и объектами.  А уж в архитектуре эти явления основополагающие и ясно как божий день – что все строения, абсолютно все элементы на участке связаны и эти характерные связи определяют свойства объема. Другими словами,  это и есть  первостепенная цель ландшафтной архитектуры, увязать большое количество раздробленных элементов в одно общее гармоничное произведение.

Вот у нас два плана, первый  — оригинал от маститого  архитектора номер 1 , а второй план  от  небезызвестного вам «ландшафтника» Димона номер 2

проект участка

План 2

ландшафтный дизайн маленького участка

Начнем с явного и видимого

Границы дорожек, площадок из тротуарной плитки определяют форму, свойство и функцию примыкающих объемов в виде газона, альпинариев, посадок  то есть сада.

  • Бездумно обойдя тротуарной плиткой по кругу дома, копируя его формы, мы совершаем множество фатальных ошибок.
  • Определяем неудобную,  последующую циркуляцию движения.
  • Автоматически порождаем дисгармоничные формы и объемы примыкающие к  отмостке.

Теперь обратите внимание на план 1. Дорожки  дублируют пятно застройки, совершенно не учитывая удобство передвижения, приходится постоянно ходить винтом, круто разворачиваясь и поворачивая.

проект

Еще одна закоренелая ошибка,  размещение клумб по центру дорожек. Это очень мешает как движению так и клумбе. Зачем мы оставляем узкую дорожку между клумбой и фасадом здания. Они обречены на постоянное прозябание в неиспользовании по назначению. Вследствие этого они не логичны и некрасивы. Вспомните тысячи вытоптанных в городе тропинок, человек следует так как ему удобно, а не там где проложили тротуар. Пока проектировщики не начнут проектировать для людей,  вытоптанные газоны неизбежны, но  вернемся к нашему участку.

Даже наличие  цокольного этажа не проблема для размещения клумб возле самого фасада, без использования отмостки, а в данном примере этот дом на плите и на сваях и ему избитые предрассудки  в виде наличия  отмостки возле фасада дома «по барабану «.

Теперь о клумбах. Создавать круговые клумбы или миксбордеры намного сложней чем односторонние. Вот вам пример, представьте эту композицию в углу.

планировка участка-дизайн участка-идеи-фото

Как ущербно она смотрелась бы, если бы я за ней устроил узкую дорожку, наш мозг постоянно задавал бы вопрос –« зачем там эта нелогичная отмостка». Композиция потеряла бы равновесие. А так она подчинена углу и составляет с ним одно целое растворяясь в общем дизайне сада.

 

ландшафтный дизайн проект дачного участка

Теперь обратите внимание на наш план 2, что я сделал. Я, зная какое воздействие имеют границы,  нарисовал их с условием органичного перемещения вокруг дома, словно ручей переносит с одного объема в другую часть сада. Далее я умышленно, в определенных  зонах дорожки, возле дома (фасада)  разместил посадки, зачем я это сделал?!?

Смотрите, общеизвестная проблема в восприятии объема архитектуры . Многие дома, как и этот, имеют высокие фасады, а участки маленькие. И мы вынуждены отмостку превращать в широкую дорожку вокруг дома, но у таких  дорожек  есть один существенный недостаток, воздействие высокого фасада на человека. Как избежать этой несоразмерности !?

Делаем дорожки шире. Ну а самое главное размещаем возле дорожки объемы соразмерные человеку (растительные кулисы, арки, перголы, альпинарии, навесы).Вот вам пример. Представьте себя на большом поле,  вы чувствуете себя не комфортно, потому что подсознательно ощущаете  свою не соразмерность в отношении большего поля. То есть вы- маленький,  поле огромное. Теперь рядом с вами мы посадим крупное дерево, под ним скамейку -присаживайтесь, а чтоб не скучали  рядом разместим альпинарий и увитую лианами беседку, стало намного уютнее- правда.  Ведь эти объемы сомасштабны человеку и вы чувствуете себя в их окружении более защищенным, а поле уже ощущается просто как красивый вид.

Теперь обратите внимание  на этот разрез, в нем я продемонстрировал ярусность. Человек проходя возле сомасштабных зеленых объемов уже не двигается из точки А в точку Б, а прогуливается наслаждаясь запахом и насыщенным цветом зелени, но самое главное он ощущает себя уже не просто на дорожке возле высокой стены, а в саду обнимающим его со всех сторон.

проект ландшафтного дизайна в минске

Следующий важный момент. Мы ведь не можем разместить наши посадки или другие садовые объемы возле дома везде, в нашем распоряжении небольшие островки и поэтому очень важно в каких именно отрезках дорожки — отмостки их размещать.Обратите внимание, на плане я разместил эти объемы именно здесь!

проект ландшафтного дизайна минск

Для того чтобы ощущался  явный переход. Первый островок отделяет входную группу, парковку или официальную часть и перемещает нас в полузакрытую  уютную полянку, где  среди растений можно разместить лавку, беседку.

Следующий объем сформирован прямо возле выступающего в сад эркера, в данном контексте он нам очень помогает (усиление характерных объемов ), в этой части мы растительными кулисами и альпинарием сужаем  пространство, оставляя условную арку, куда вход только по пропускам и только для своих, ведущую в самую сокровенную камерную часть сада, где обязательно присутствует семейная лужайка и все создано для уединения, созидания и отдыха семьи. Получается мы своими выборочными посадками с двух сторон дорожки, зонируем наш сад и создаем своего рода врата и отдельные зеленые комнаты.

Запомните,  если у вас участок с перепадами, совмещайте  эти арки- врата с ступеньками или лестницами, это еще более усиливает ощущение перехода из одного измерения в другое. Получается этим композиционным приемом мы разбиваем монотонность дорожки, более того наши виды раскрываются постепенно, интригуя заглянуть нас, а что же там за этими растениями, куда извиваясь исчезает дорожка.

планировка участка-дизайн сада

Ну а самое главное, этими приемами мы заставляем воспринимать участок намного больше, чем он в действительности есть на самом деле.

Занимаясь благоустройством и ландшафтным дизайном сада, очень вдумчиво подходите к различным границам,  запомните в природе не бывает резких границ и еще полвека назад знаменитый советский ученый, географ -ландшафтовед  Д.Л. Арманд писал- «граница это не линия, а пространство на протяжении которого характерные черты одного объема сливаются с соседними.

Поехали дальше. Я не спроста процитировал вам  Д.Л. Арманда, продумывая дорожки и площадки на своем участке, первое -помните об удобстве передвижения, а второе самое главное- помните что границы этих дорожек определяют последующие формы газона и посадок, а они обязаны быть гармоничными.

Смотрим на план 1,  из-за непродуманного и безобразного мощения  по всему участку образуются такие же безобразные  полоски в виде газона. При том даже там, где он никогда не будет существовать,  это  в северной узкой части за домом и  хоз.постройкой. Эти узкие  площади с северной стороны лучше мостить полностью, используя их под хозяйственные нужды.

ландшафтный проект

 

 

 

 

Во втором варианте –  линия дорожки образует различные залитые солнцем полянки с усиленными переходами от одной лужайки к другой,  отождествляющиеся у нас с прогулкой по парку.

проект ландшафтного дизайна

Помните, заказывая укладку тротуарной плитки в Минске и Минском районе думайте не только  о дорожках и площадках, а о том что они своей формой образовывают примыкающие объемы,формируя дизайн сада, насколько они важны для каждого дома, я описывал в этой статье.

Так  добрались  и до соседей. Чтобы ощущать себя на своем участке комфортно и непринужденно надо над этим работать. Просто наличие территории  с домом, это  констатация факта, никаким образом не гарантирующая  что вы будете  чувствовать на ней себя уютно.  Продумывая тротуары и клумбы, создавайте заслоны.

Смотрим на план 1, в первом случае у нас сосед справа и слева, а клумба слева  размещена в углублении фасада и нарисована архитектором просто для уменьшения количества тротуарной плитки.

Теперь смотрим на план 2. Что мы делаем !? Мы выдвигаем клумбу и делаем заслон от соседского забора и отделяем обязательный проезд к  хозпостройке. Тем самым перекрывая вид с террасы и сада на соседский забор и мощение ведущее к хозпостройке. И что самое главное, этот объем  посадок является обязательным элементом, который вместе с другими объемами  образует основную лужайку из газона. Закольцовывая перспективы на растительных, а значит желанных объемах, исключая не нужные элементы (соседи, заборы, дороги, холодные ветра и так далее), мы создаем ощущения спокойствия и замкнутости. Справой стороны мы также размещаем растительный заслон с альпинарием.

как сделать планировку участка

Следующий этап.  Обратите внимание, это очень важнодорожки из тротуарной плитки должны не просто связывать строения в один гармоничный ансамбль,  а воздействовать на движение. Как этого достичь. Применением различных приемов.  Если вам надо усилить ощущение движения, направляйте тротуарную плитку по ходу дорожек, раскладка плитки должна повторять движение формы.

отмостка

Если вам в каком либо месте надо остановить зрителя, устраивайте стоп мощение в виде различных площадок, дорожек или применением контрастных материалов останавливающих движение и акцентирующие наш взгляд на запроектированных объемах.

Давайте  пройдемся по импровизированным дорожкам на плане  вместе.

Начинаем наш путь  с въезда, где парковка из тротуарной плитки вымощена в двух разных контрастных формах, сделано это для того чтобы в » глаза не бросалась» клинообразность  входной группы. Далее тротуарная плитка извиваясь повторяет форму дорожки, плавно перетекая от входной группы в сад, направляя наше движение, проходя сначала через первые зеленые  врата, впуская нас на уютную лужайку. Следуя далее мы упираемся во вторые врата, но более проработанные, здесь по обе стороны присутствует альпинарий с посадками и ступеньки из камня. Спустившись по ступенькам мы оказываемся на второй полянке, пройдя чуть вперед мы останавливаемся.

Наше мощение из крупноформатной тротуарной плитки  пересекает мощение из камня (песчаник). Его наличие здесь очень важно, во первых он является фактурным продолжением альпинария возле террасы, а во вторых явно акцентирует подход к лестнице из камня в подпорной стенке, ну и в третьих являет собой погранграницу перед самым важным  кусочком земли данного дома и семьи, именно тем самым оазисом семейного эдема.
план-проект ландшафтного дизайна в Минске

Обратите внимание именно песчаник делит контрастную по форме тротуарную плитку. С одной стороны у нас крупный формат 20*10 или 30*20, а вокруг  главной лужайки формат 10*10. Вы можете так же использовать и цветовой контраст, но вносить цвет надо вдумчиво и осторожно.

Продолжим наш путь дальше, прогуливаясь вдоль подпорной стенки из камня, поднимающую словно на постаменте главную полянку из газона, любуясь почвопокровными растениями растущими среди камней подпорной стенки, мы упираемся в большой миксбордер (клумбу) за которым просматривается контрастное мощение в виде круга и дорожки вокруг.

Что мы здесь делаем, оставляем проезд к хоз. постройке, далее –«блин, как же порой не просто сложным  вещам  найти доступные слова».

Смотрите, первое и главное что мы должны сделать, это увязать эту  проблемную зону в один общий ансамбль — название которому ландшафтный дизайн. Используя законы художественной композиции, а именно тождества и подобия, мы оформляем  площадку в виде круга, в нашем случае из зеленой тротуарной плитки этот круг становится  подобным нашим уже знакомым полянкам , далее обратите внимание, по краям круга где нет движения мы оставляем место под полукруглые клумбы, они призваны перекликаться с растительными куртинами  по краям полян. Получается наш круг следуя ритму полностью повторяет уже знакомые нам пейзажи наших лужаек. Но это не все, с этой стороны мы также должны устроить своего рода портал-вход в сад.

  • Поэтому наш круг из зеленого мощения обрамляет полукруг из мелкой плитки, тем самым образуя дорожку ведущую вдоль основной клумбы, призванной скрыть сад от посторонних взглядов, в наш оазис спокойствия и релаксации.

ландшафтное проектирование Минск

Напоследок  давайте разберем еще один очень важный  закон художественного проектирования пространства. Обратите внимание на нашу основную лужайку, почему здесь так сильно чувствуется композиционный центр!. Не  потому что у нас лужайка в виде полукруга:) , а от того что мы края с двух сторон акцентировали доминантными тождественными, поддерживающими друг друга  объемами. Слева у нас пошаговое мощение из плитняка вдоль посадок или в последующем огорода,  с лестницей выходящей в зону отдыха увитую лианами, а справа альпинарий также с пошаговой дорожкой и лестницей поднимающей нас на газон. Вид предопределяет, а соответственно и усиливает  противоположный вид. Это один из самых мощных приемов для зрительного  увеличения небольшого пространства.

 проект дизайн участка

Суть сей басни такова. Потратив уйму времени и нерв на зарабатывание денег, а потом на строительство, отжалейте еще немного времени и желания на детальное проектирование своего родового имения, чтобы  не создать за свои же деньги  на своем участке напряжение и хаос в виде несогласованных с друг другом элементов.

С уважением, художник-дизайнер Ломать Дима. Минск

красивый проект ландшафтного дизайна


Добавить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные поля помечены *