Мой блог

Чек-лист для ландшафтного дизайнера, как организовать работу над проектом сада, от дизайнера-Ломать Дмитрия.

Опубликовано: 2 06 20

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Хороший ландшафтный дизайн любит широкие просторы и свежий воздух, только природа здесь не причем, все это в твоей голове, убирай заставы, держи чек-лист!

В хорошем дизайне люди узнают себя и свои проблемы, видят, как они были решены средствами дизайна. Хороший дизайн — это всегда идеи-решения. Отвечающие на вопрос зачем и почему именно так. Просто перебор увиденных идей – это бездушное украшательство, лишенное смысла и духа, в таких идеях нет силы, энергия в идеях исходит из места и людей на этом месте.
Поэтому настройтесь на сканирование участка и его анализ.

В этом чек-листе я расскажу, что меня интересует, волнует при первом знакомстве с участком и последующей работе над ним. Принципиально я не изменил своего подхода за последние 15 лет, просто он выработался с годами через постоянное взаимодействие с участками и заказчиками, работой над ideas.by и отполировался до нынешнего состояния.

Сад- живой организм, который мы создаем вокруг своего дома, жилища и тут надо понимать главное, мы в этой среде ни разу не главные;), то есть, если оставить все на самотек, то природа и окружение буквально за 10-15 лет видоизменяют ландшафт с домом до неузнаваемости, но это для нас, с точки зрения природы, она просто стремится сгладить то непонятное недоразумение в виде дома, забора появившимся в ее исконном экологическом биоценозе вот уже не одно столетие.
А что будет через 10-20-30 лет? Прямо чувствую, как заработал ваш мозг представляя эту борьбу между человеком и природой.
Ну что, говорите тех задание, где и как будут стоять «качельки» и важно есть ли в семье собачка!

Поэтому намного важнее понимать силу времени и природы, видеть какого типа фитоценоз окружает участок и с какими процессами придётся сталкиваться, то есть создать тот тип сада, дизайн, который сможет быть дееспособным, жизненно устойчивым в окружении и во времени. А для этого надо обладать знаниями, пониманием процессов и только исходя из этого преимущественно строить диалоги в этом ключе.

 

чек-лист для ландшафтного дизайнера

0) Начало начал. Геофизические исследования, геологические исследования(бурение), топографическая съемка.

1) Изучаем прилегающие участки. Мы об этом не думаем, а это очень важно.

2) Смотрим соседские участки, есть ли у них владельцы, если дома строятся, то изучаем есть ли коммуникации в виде скважины и канализации. Глубина скважины нам зачастую может рассказать многое о качестве и количестве воды- эти знания необходимы для последующей ирригации сада.

3) Канализация, смотрим где расположена и какого типа, зачастую подсовывают ближе к тогда еще не существующему соседу, то есть вашему заказчику, если это качественный септик, а ближе к вам расположено поле фильтрации, в которые сбрасывается доочистка, то это пол беды, а если обычная колодезная канализация, то зачастую превышение по пестицидам, думай где располагать скважину (изучай типы и строения канализации в частном домовладении-это важно)

4) Если на местности присутствуют перепады по рельефу, смотри как решены с инженерного взгляда перепады по уровню на границе в виде фундаментов забора. Как правило если соседские участки уже обжиты, то эти вопросы уже решены. Совсем другое дело если участки строятся или еще на продаже, то анализируй ситуацию и исходи из худшего сценария, что покупатель земли, выровняет и отсыпается по максимум для выравнивания территории. ОБЯЗАТЕЛЬНО принимай это во внимание при работе над своим участком! Лучше сейчас подстраховаться, чем после проектирования и строительства на вашем участке, новый сосед поднимет участок и создаст вам проблемы. Всегда фото фиксируй и соседские участки!

5) Изучаем строения соседей. Выходящие окна, сейчас есть возможность “посадить” еще не построенный дом на ситуационный план и другие строения с учетом этого противоречия. В соседних строениях зачастую много пользы, смотрим, что нас закрывает с севера!

6) Подъездные пути! Смотрим состояние дороги, если просто дорожная смесь в виде камня и пгс, то помним и накидываем 12-20 см на подъем дороги в виде асфальта или крошки, учитываем входную группу с этим учетом, если уже асфальт, также помним, что в последующем его ремонт будет происходить без срезки, а с поднятием общей высоты, учитываем входную группы из этих особенностей.

7) ВАЖНО, обязательно посмотри на общем топографическом плане связку соседей и подъездных путей, если нет, то хотя бы в Гугл мапсе изучи.

8) Хорошенько изучи и осмотри, если есть фундаменты соседних заборов и других строений на наличие трещин и высолов, трещины характерны для подвижек фундамента и наличие скопления влаги под подошвой строения и суглинистых почвах.

9) Эрозия почв, обязательно оцени местность и посмотри откуда могут двигаться ливневые стоки поверхностной воды, в виде осадков, дождь, снег, они за собой намывают почвы и другую органику. От этого зависит какую систему ливневого отвода применять и нужен ли промежуточный колодец для фильтрации от ила.

10) Обусловленность дренажных работ можно на предварительном этапе понять по конструктиву фундаментов в округе, если плитный или свайно-плитный, как правило характеризуется предписанием геологов для устройства фундаментов на участках с повышенным угв, (уровень грунтовых вод) наведи справки, язык до Киева доведет, я сразу иду общаться с соседями, поверь им есть, что тебе рассказать.

11) Ну вот мы добрались наконец то до нашего участка, после анализа соседей и разговора, ты уже знаешь, на что обращать в первую очередь. ОЧЕНЬ ВАЖНО, похер на дизайн, пока. Смотри какие антропогенные факторы в виде различных подсыпок, планировки, засыпки участка присутствуют по верх материковых пород. Изучи  какой на данном этапе А.П слой, то есть поверхностный пахотный слой. Намного лучше однородные суглинки, чем растянутый песок, его придется стягивать, оставлять можно в местах устройства газона, где как правило оставляем невысокий плодородный слой.

12) Экология, на дизайн еще тоже пока к черту, выключай в себе творца и внимай, рассматривай, всматривайся, замечай, именно характер окружающего фитоценоза тебе жизненно необходим.

13) Важно понять, где находится участок, в городе среди асфальта и бетона или в коттеджном массиве среди декоративных древесно-кустарниковых насаждений со злаковыми газонами,  в деревне среди полей и стойкой луговой растительностью, в лесу на дерново-подзолистых кислых почвах, возле водоема с заливными лугами. Изучай общую экологию, это жизненно важно для будущего сада и тебя как дизайнера!

14) Обратная засыпка. Посмотреть, когда были заведены коммуникации в дом, теплотрассы от дома к бане и так далее. Узнать какие еще скрытые земляные работы проводились. Помни, траншеи засыпанные на глубину 1-1.5 метра долго усаживаются, надо дополнительное уплотнение, если планируются работы в этом месте. Также по этим траншеям в случае обратной засыпки более легкими грунтами, зачастую возможно движение слоевой воды, в данном случае траншея работает, как буфер для слоевых вод.

15) Очень ВАЖНО! Гранулометрический состав почвы, теперь важно понять, какой состав механический и агрохимический грунтов под слоем деятельности стройки в виде наносного, навозного грунта. Зачастую есть проблема, материк сложен механически тяжелыми суглинками, а верхний горизонт подсыпан и спланирован легкими супесчаными почвами, само собой из-за разной скорости фильтрации этих грунтов будут образовываться различные водные призмы, что обязательно нужно брать в расчет для различных корневых систем будущих посадок. (простыми словами, верхний слой пропускает быстро через себя ливневые осадки, нижний слой в виде глины, суглинков намного дольше, вода застаивается,) изучай почвоведение, агрономические карты этого района.

Берем любой профильный вуз вашего региона и смотрим рекомендованных авторов по почвоведению вашей области, можете не сомневаться вам это очень понравится. Небольшое пояснение, не изобретайте велосипед и не пытайтесь изучать почвоведение вне региона. Почвоведение для проф. вузов вашего региона дает не только общие понятие картины целиком, а именно ценные локальные знания о метеорологии, состоянии грунтовых вод, составе грунтов, преобладающих ветрах, различных эрозиях свойственных данной местности, процентных составляющих различных земель и угодий, доминирующих насаждений и их географического расположения и очень, очень много полезного, необходимого в становлении ландшафтного дизайнера.

16) Парковочное место, важный пункт  выходящий из 15 пункта, если призмы локально под посадки растений можно заменить нужным субстратом, то планируемое парковочное место, если возможен подход воды с локального повышения в округе, то мощение парковки может пойти волной. Другими словами, если нахождение вашей парковки значительно ниже, чем существующий рельеф в округе, соседи, примыкающие поля, леса, то ваша парковка будет служить для воды накопителем, так как по легкому отсыпанному слою вода будет из локального повышения стремиться осесть в локальном понижении(яме). Вопрос легко решается на этапе стройки перехватывающей дреной или бустером, замком из глины отсыпанным перед парковкой ниже уровня существующей земли.

17) Смотри, что растет в округе, всегда важный проявитель ситуации, если в округе примыкает к участку много ивы козьей( верба) то зачастую почвы влажные и богатые на гуминовые кислоты(хорошее плодородие), и так до бесконечности- люпин, вереск, луговые травы, ландыши и так далее, выписываем основные таксоны и мониторим ситуацию по ним в интернете, пока не придут знания. Изучаем экологию, дендрологию, физиологию и так далее, основные профильные программы для учебных заведений. 

18) Гидрологическая обстановка. Изучаем, есть ли рядом- пруды, водоемы, ручьи, реки, ключи. Всегда смотри главный фактор, если участок проблемный с точки зрения гидрологии, то собрать воду не проблема, проблема куда ее сбросить. Важно понять главное, есть ли локальное понижение еще ниже вашего участка, тогда собранные грунтовые, слоевые воды можно сбросить механическим путем, если еще и в прямой источник воды, в виде озера, реки, ручья, то идеально. Если участок в прямом смысле со всех сторон в яме, то все мысли и идеи по садоустройству должны исходить из этого важнейшего противоречия, не используемую лишнюю воду сбрасываем на верх через дополнительное промежуточное сооружение с применением насосов.

19) Обязательно не забудь посмотреть на местность шире. Когда изучил участок локально, появился ворох мыслей, посмотри на карте, а лучше в Гугл мапс, как природа сформировала местность. Выключай в себе эгоиста-творца, настройся на изучение, осмысление и просто изучай, читай чем сформировался рельеф, например прошедшие ледники, какие культуры присутствуют в массе, какие процессы во времени повлияли на эту территорию. Помни, если сейчас после стройки ты видишь пустой разоренный участок, то знай он таким не был 10-20 лет назад, на нем кипела жизнь, твоя задача понять и увидеть эту былую жизнь., которая в различных процессах еще существует, тогда будет намного проще взять вектор развития не вопреки, а в тесном союзе.

чек-лист по ландшафтному дизайну

20) ДИЗАЙН. Противоречия. Дизайн должен  решать различные противоречия и выходить из потребностей места. Выписывай противоречия в столбик. Противоречия- это любые нестыковки- соседские строения, заборы, водонопорные башни, современная архитектура и не соответствие прилегающих видов, классическая архитектура и не со масштабный участок, различные не стандартные участки, не соразмерности, явные негативные противоречия, шум дороги, железной дороги, роза ветров с поля без насаждений, запахи с ферм и так далее, чем больше подмеченного, тем глубже твой уровень осмысления места и актуальность применяемых решений для их видоизменения.

21) Положительные факторы. Рядом выписываем столбик положительных факторов, которые мы должны усиливать и интерпретировать в формы и идеи по максимуму. Положительные факторы всегда есть, зачастую участок куплен по этим причинам, красивые виды, лес на территории, группа классных деревьев, аутентичные строения, друзья, родственники, живущие по соседству, соседка Элеонора, которую еще помнишь со школы, факторов может быть много.

22) На этом этапе также осмысляем как проектный фактор-людей. Нужно понять мотивы и желания людей жить на этом участке, цель покупки, допустим школа рядом или виды шикарные, но кто-то жаждет виды с открытой перспективой в виде лугов и лесов, а кто-то замкнутых в пределах участка, то есть виды могут отражать совершенно разные философию в суждениях и привычках.

22) Всегда есть тараканы, они у всех есть. Как правило и зачастую для вас, как дизайнера это не проблема, но у семьи или владельца есть определенная боль, которая к вам и привела, боль может даже выражаться в полном не понимании, что делать. Срезать склон, оставлять, слишком высокие дома у соседей, не красивое строение и так далее, ваша задача хорошо поставить диагноз и найти нужную таблетку-решения для снятия этой боли.

23) Не понять, а почувствовать. Не тычьте какой либо анкетой, задавая глупые вопросы, на которые человек пытается сообразить как лучше ответить в них истины совсем немного, лучше сначала подметить и между делом в непринужденном диалоге выразить восхищение местом, видами и зачастую человек или семья в запале чувств расскажет историю места.  Что полюбилось, как они с участком, домом через поиск и скитания познакомились. Вот это прочувствованное настроение нам и надо для вдохновения и осмысления.

24) Настроение от места. Те, кто меня знают, я всегда таскаюсь со своим термосом с чаем. Приехал, садись и пей зеленый чай, важен твой настрой, увиденное тебя возбуждает, побуждает к действию, изучению участка или наоборот умиротворяет, пугает, раздражает, волнует, порождает мысли о формах и функциях. Настроение как результат это именно то, с чем тебе придется работать и к чему стремиться, поэтому важно его постоянно фиксировать со старта. Запиши свое настроение от первого и второго знакомства с участком, выразив это лаконичной линией, пятнами, допустим мягкие умиротворяющие волнистые линии, как шелест говорящих с тобой осин на участке или резкие молниеносные кричащие линии участка после стройки, развороченного техникой.

25) Что хочется уже взяться за карандаш, но еще рано. Найди партнера, пожалуйста, найди партнера! Всегда есть к чему примазаться, всегда! Изучая участок, работая с ним-думай и вспоминай те виды, которые тебе открывались изучая местность, по сути это всегда явные, сильные формы, то есть поле, а рядом сопоставимая масса леса, за ней озеро, переходы явны, но с экологической точки зрения всегда размыты, но мы это упрощаем и видим массами. То есть в окружении все друг к другу примазываются, немыслимое  количество разобщённых элементов объединяются в блоки и конгломераты. Выдели на своем участке основные значимые блоки и менее значимые, но возможные в объединение.

26) Продолжаем примазываться, В ЭТОМ И БЫЛА ТВОЯ ЗАДАЧА, изучая местность прочувствовать природные формы и исходя из своих противоречий места сформировать идеи, но в изменённом, трансформированном виде меньшего масштаба. Эти трансформированные формы привязывай к строениям, углам забора участка, понижениям, возвышенностям, деревьям и так далее, то есть примазывай свои формы-функции в виде идей к существующим объемам. Но сначала отыщи их и осознанно выдели, часто они малозаметны, значит усиль или создай.

27) Переходы они важны. Укрупняя формы методом примазки думай о переходах между этими формами, зачастую по настроению из переходов можно выжать больше, чем из крупной формы, где ты сконцентрировал воздействие! Допустим ты спускаешься по лестнице к озеру снизу, твоя цель озеро и шезлонг внизу с открытым простором, но спуск по каменной лестнице, обжатой с двух сторон цветущими сиренями и чириканьем птиц порождает бурю эмоций, лестница-переход из одного измерения в другой, но зато какой! В интерпретации сада переходы могут быть ощутимо долгими, но и совсем крохотным.

28) Материалы. О вкусах не спорят, ага, но только не в мире дизайна! Смотри что использовались за материалы в строительстве и отделке дома, это такой же проявитель фитоценоза, как произрастающая растительность рядом, только проявитель подхода людей к своему дому, как крепости или открытости, основательности или легкости, экологичности или футаристичности, технологичности. Материалы отделки фасада, входной группы. Обязательно почитай строительную литературу, хотя бы СМиИ (строительные материалы и изделия) узнаешь много интересного, как строили раньше, когда появился цемент, самые ходовые материалы и так далее.

29) Размеры применяемых материалов, очень важно! Если это мелкий клинкер, или наоборот крупные блоки фиброцементных панелей, штукатурка, проявляющая не детали и обособленность, а массивность формы здания целиком или длинные массивные брусья дерева кругляка, совсем другое дело, формирующий порядок и ритм ровные брусья клееного дерева. Это все формирует “коридор” используемых тобой материалов в садоустройстве.

30) Циркуляция движения. Мой излюбленный прием, наблюдать как заказчики, другие люди, передвигаются по участку.  На уровне подсознания они формируют для себя психологически удобные пути, кто то, передвигается вдоль границ участка, при том, что забора еще нет, тем самым фиксируя свой надел. А некоторые всегда ближе к только что построенному дому далеко не отходя без необходимости, тем самым чувствуя тыл и защищенность.  Уверенность сельского жителя передвигающегося широко и быстро, робость горожанина, ступающего осторожно и медленно. Кто-то отходит в ИЗЛЮБЛЕННОЕ место и с трепетом рассматривает дом, заново переживая чувства стройки и сетуя о ушедшем чемоданчике денег, но смотрит с уверенностью и мечтой и так далее. Пойми и зафиксируй, на этом этапе приходит первичное осознание зонирования и характеристик мощения от характерных поведенческих и взаимодействующих факторов его владельцев.

31) Кто тут главный? Понятное дело, что не мы и даже на своем участке, мы всего лишь временные гости. Оставь дом не обслуживая на 10-15 лет и природа изменит его до неузнаваемости, стараясь сравнять с землей. Важный момент-понять настроение людей, понимающих свое место и стремящихся жить в равновесии с природой. Я всегда говорю, что вопреки- можно, но с 5 чемоданами денег или с одним, но в союзе с природой. Важно понять психотип человека, который хочет все под себя и это уже вопрос диалога или себя под природу.

32)План этажности. Тут все просто, смотрим на конфигурацию строения, квадратуру остекления. Важно, что и как будет просматриваться из окон в саду, идеален симбиоз, где в одних окнах словно продолжение интерьера комнаты в виде садового кабинета с садовой мебелью и другими со масштабными элементами дома, а в других открытые перспективы на нужные фокусы.

33) Дом — это уже пол дела. Дом всегда главнейшая доминанта, но не в смысле, что его просто надо выделять как памятник, выделив по контуру мощением. Дом позволяет рядом создать идеальную среду взаимодействия человека с природой и домом. Все, как по Витрувию, максимальная «эстетика, польза и надежность». Площадь и объем дома, ваш идеальный партнёр, как выразитель форм, функций и границ их воздействия, что это значит-размеры дома можно уложить рядом с ним в тождественные приемы организации различных зон.(патио, террасы, закрытые садовые комнаты, огород, гравийное мощение, клумбы, перголы и так далее.

34) Отмостка и желание взять дом в бетонное кольцо, очень глупый, избитый, но очень стойки стереотип. Пусть лучше это будет зеленое кольцо сада, ведь дом не остановка с мощением вокруг, хотя мощение-мощению рознь!

35) Зонирование такое же зло, как и благо. Уходи на начальном этапе от желания своего и продиктованного заказчиком в виде списка желаемых зон на участке, которые надо где-то расположить, поверь, задача дизайнера не просто в расположении зон и объемов по списку с ужасными соединениями из мощения этих не продуманных зон, родившихся позже, когда пришло осознание, что к ним нужны подходы. После выявления и укрупнения основных форм, объединения и обобщения функций и задач в эти блоки, позиционирование различных зон будет происходить органичным путем.

36) Заводы, базы, цеха, свалки — это твой дом родной, дизайнер. Пожалуйста, любопытствуй! Знаете, почему сейчас очень много тусклого, какого-то не живого дизайна, взять интерьеры, то у всех эти споты, примерно одинаковое зонирование, детали очень близки, такие интерьеры холодные, как и их визуализация. С ландшафтным дизайном примерно так же, клинкер, газон, камень, плитка тротуарная и так далее. Дизайнеры оперируют материалами для достижения композиционных целей и если они одинаковы, то и сады очень похожи, словно после конвейера. Задача дизайнера отыскать в материалах фасада, участка что-то совсем индивидуальное присущее только этому месту и отыскать или скомбинировать аутентичный похожий по свойствам материал. Дизайнер как изобретатель, должен отыскать или скомбинировать что-то новое и выразительное. Вы попали в цель если у вас спрашивают, а из чего это и как это сделано, тогда мы ушли за рамки ожидаемой стереотипности. Да кстати по опыту из всякого отребья выходят клевые решения. Для меня уже стало нормой их отыскивать. Дизайнер, уходи в мир полных фактур и насыщенности, будь кинестетиком!

37) Референсы хороши, когда ты не в стадии проектирования и развиваешь общую насмотренность. Референсы в работе над проектом — это путь к творческой импотенции.

38) Аналогии- они прекрасны, но когда они соизмеримы с высоким и взывают ОРГАНИЧНЫЕ чувства. Бесспорно сад должен учить думать-взывая к разуму, но лучшие аналогии это люди во времени, а не прямые отсылки к дельфинам, бабочкам, скорпионам в виде клумб, мощения и так далее.

39) ПИМ. Психологическая инерция мышления, опыт, когда ты опираешься уже на использованные тобой ранее приемы-твой бич, с которым придется бороться всю оставшуюся жизнь, просто не поддавайся желанию решить дизайн от первых образов возникших в голове. Идеи рождаются в сердце под силой влияния вдохновения, но имей смелость всегда пропускать через разум, главный цензор. По будь просто дуриком, а не дизайнером, эх как же научиться выключать в себе дизайнера, ирония судьбы- мы сначала учимся быть дизайнером, а потом учимся его в себе забыть…

40) Наконец то можно брать карандаш и что-то набрасывать. Ага, легко сказать, в голове каша. Значит на этом этапе мозг не созрел для выдачи результата, начинай повторно думай о месте, о том что увидел, осознал, проанализировал, перечитывай о противоречиях и пытайся их решать, думая о положительных факторах-усиливай их, подчиняй большим формам в функциональном смысле, но самое главное старайся не чертить и ждать от плана результата, тогда мы уже думаем скорее о стройности плана и как его интереснее выразить по форме, забывая о главном-функциях.

41) Мое самое любимое правило, кстати сам дурак придумал:). Правило начальника и подчиненного. Всегда есть главенствующий объем и подчиняющийся ему. Напряжение обоюдно двух сильных объемов создают напряжение и борьбу, актуально только там, где это нужно.

42) Воронка дизайна. Бросьте в пруд камень, расходящиеся круги на воде и есть развитие вашей основной идеи, каждый новый круг должен перекликаться и завязан с предыдущим через тождество или подобие форм, контраст, цвет и так далее. Иерархия подчинения на убывание или возрастание. Все идеи должны подчиняться важному единому смыслу. Воронка, то есть центр по воздействию на нас не обязательно в центре участка, может быть там откуда этот взрыв и должен пойти.

43)Идеальность-опасный враг, главное вовремя остановиться, чтобы дизайнера не стало слишком много в саду. Признаю моя проблема, я ощущаю себя в дизайне, как графоман в литературе. Но мне это приносит удовольствие, что поделать…

44) Сомневайся и думай только до тех пор, как работаешь над материалом, осмысляя общее. Как только чувствуешь силы и восторг, бери и рисуй, черти, мазюкай, главное твори на чувствах и экспрессии, сейчас в этой частности только твои эмоции, карандаш  лист и не какого разума.

45) Хороший проект, хорошие решения, хорошие задачи, они всегда заразительны, если ею не заразился заказчик или исполнители, то часто это вопрос подачи и описания, хорошо осмыслить и выразить решения в слове не менее интересная и важная задача, а может просто поменять исполнителей.

46) Да! Чуть не забыл, денег не забудьте взять, дизайнер существо любящее комфорт. А если серьезно, то денежный вопрос всегда, как лакмусовая бумажка вашего нынешнего состояния, если их нет и заказов мало, то вы рано заявили себя на эту роль или совершенно не в том амплуа подаете себя, если заказов чересчур много, то очень мало берете вознаграждения за свои услуги, можно смело увеличивать в 2 раза, денег больше не станет, а вот время появится для личной жизни.

В комментариях продолжим раскрывать тему с чек-листом для ландшафтных дизайнеров, если волнуют какие-либо вопросы, то пишите.

С уважением, художник-дизайнер. Ломать Дмитрий. Минск. 2020.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.
Актуальный совет: Каким образом добавить полезную статью в закладки браузера: Нажмите «CTRL+D». Это удобно и работает в большинстве браузеров, попробуйте сейчас.

    Комментарии

  • Людмила

    Людмила


    2 июня, 2020 в 22:12

    34 пункт про отмостку не совсем понятен. Зачастую создание отмостки это инженерная необходимость. Как быть?

    Ответить
    • Ломать Дмитрий

      Ломать Дмитрий


      2 июня, 2020 в 22:32

      отмостки, наверное в топ десяти самого запоминающегося с чем приходилось сражаться, словно с ветряными мельницами;) Спокойно можно обойтись без отмостки и подводить посадки к дому, тем более часто даже нет цокольного этажа, если есть подвальный этаж, то легко решается гидроизоляцией. в данном случае тут есть жилой подвал и подсыпка из гравия с посадками подходит прямо к дому без отмостки https://www.instagram.com/p/Bk4LzHoB6Nh/?utm_source=ig_web_copy_link

      Ответить
  • Елена М.

    Елена М.


    3 июня, 2020 в 16:07

    Дмитрий, спасибо большое!

    Ответить
    • Ломать Дмитрий

      Ломать Дмитрий


      3 июня, 2020 в 19:51

      На здоровье!

      Ответить
  • Ирина

    Ирина


    9 июня, 2020 в 12:22

    В представленном Вами материале есть очень важный и очень созвучный мне момент. Мне тоже необходимо не только осмотреть и изучить территорию, но и почувствовать её. Не тормошась, спокойно постоять или походить одной после беседы и экскурсии с хозяевами.
    В общем, Ваша статья содержит много важных и ценных советов, но подаёте Вы их с большим количеством ненужной “шелухи”. Это мешает начинающим сконцентрироваться на самом главном.
    А ведь именно лаконичность и точность подачи материала всегда характерна для обучающих курсов “Школы сада”.

    Ответить
  • Ольга

    Ольга


    14 июля, 2020 в 11:53

    Дима, абсолютно согласна про то, что образование одновременно и помогает и мешает. Очень интересно описываете, как рождается проект! Я начинаю еще свой путь в ландшафтном дизайне, учусь на курсах, хотя дизайном занимаюсь уже давно. Согласна, что анкетирование заказчика, все эти аналоги, мудборды и пр, чему учат сейчас, и уделяют этому столько времени, заказчику и дизайнеру не очень нужны-то, и даже порой мешают. Гораздо эффективнее человеческое общение, умение видеть цельную картину, а не набор красивых, но штампов.

    Ответить
  • Елена, Армавир

    Елена, Армавир


    27 июля, 2020 в 22:10

    Круто! Чувствуется размах творческого человека. Спасибо за опыт, полезно!!!

    Ответить
  • Наталья

    Наталья


    31 августа, 2020 в 14:13

    Здравствуйте. Очень интересно ваше мнение по поводу декоративного огорода. Хочется иметь не только декоративные культуры на участке, но при этом не превращать свой рай в ненавистную дачу с грядками.

    Ответить

Поделитесь мнением

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные поля помечены *