Проект ландшафтного дизайна участка.
“Хорошая проза подобна айсбергу, 7\8 которого скрыты под водой”. Хемингуэй.
Так и хороший проект ландшафтного дизайна открывается в полной мере только после осознания того, какими средствами он решает поставленные перед ним задачи, закрывая потребности человека, строений и места.
Обязательно к прочтению! Детальный пошаговый разбор на примере дизайна участков, эти статьи созданы для вас, чтобы детально разобраться, что такое ландшафтный дизайн, для чего он вам нужен и как работает на вас. Читаем тут и тут.
Этот раздел о проектировании ландшафтов. И у меня нет задачи плодить пустые слова-усилители демонстрирующие мои качества в лучшем виде. Стар я уже для лицемерия. Наверняка есть очень много достойных дизайнеров, проектирующие куда более смелые сады.
Но есть более важная повестка, волнующая меня, как дизайнера и которую надо проговорить. Это стереотипность мышления и обесценивание дизайна — бич нашего времени, в котором повинны как дизайнеры, так и заказчики.
Давайте вглядимся и посмотрим. Наверное, уже нет дизайнера, который не строил композицию из многоствольной ирги канадской с изогнутыми стволами в виде зонтика, растущей в блоке со злаками. Каждый дизайнер рисует примерно однотипную подачу с иргой, злаками, рядом бревно для посиделок или скамья. Ко всей этой композиции наверняка ведет дорожка из крупноформатного мощения в виде длинных полос. И все это сдобрено обилием горных сосен в группах, и злаки, злаки везде. Найти сейчас в эскизах дизайнеров дуб, липу, лиственницу и так далее — та еще задача.
Я совершенно не против горных сосен, ирги и злаков, я против коллективного помешательства, нас дизайнеров, и бездумного копирования шаблонных поверхностных решений везде и всюду. Все в истории повторяется. Мы, дизайнеры, как захламляли 15 лет назад участки туями, повально увлечены теми тенденциями, так и сейчас все повторяется с соснами, злаками и иргой. Самый слабый дизайн — тот, который создается методом перебора идей и подгонкой красочных фотоаналогов к реалиям, требующим совсем других решений.
Как результат — ландшафтный проект в виде коллажа с большим количеством референсов и сочных фотоаналогов со всего мира, не имеющих ничего общего с нашими участками и их потребностями. Это просто красивые картинки, работающие по принципу визуального раздражителя. Так не должно быть!
Ландшафтный дизайн — это мощный инструмент построения пространства, решающий фундаментальные вопросы и проявляющий структуру сада. Такой сад решительно величествен и всегда будет прекрасен, так как в нем есть главное — разум.
Все его идеи и наполнение являются решением каких либо задач и противоречий, усиления или исключения положительных или негативных аспектов места. Он наполнен осмыслением и анализом, глубокой проработкой проектных факторов локального участка, прилегающей местности, дома и строений. Подведем итог. Ландшафтный дизайн вашего участка сегодня — это не украшательство и не бездумная примерка фотоаналогов, и не перебор разных неуместных вариантов, а результат уравнения 21 века.
Уравнение.
Дано — это проектные факторы и аспекты вашего места, анализ архитектуры и работа с противоречиями и потребностями.
Неизвестное Х— это творческий процесс, переработка и видоизменение, нахождение и проявление тесных аллегорических связей дома, местности и человека. Усиление положительных факторов и исключение негативных средствами дизайна.
Решение — это комплекс идей-решений выходящих из места, порождающих сопричастное, цельное и сбалансированное пространство в виде ландшафтного проекта, решающего определенные задачи в каждом случае сугубо индивидуальные .
Результат такого вдумчивого подхода неизбежно приведет к глубоко индивидуальному, гармоничному саду. Каждый новый сад — новое уравнение + индивидуальное решение планировочных задач.
P.s. Не может в каждом глубоко индивидуальном, личном пространстве быть треклятая раскоряченная ИРГА в злаках. В точь в точь как и у ста тысяч других садов. Шутка, но в каждой шутке… Как вы уже поняли это частности, а ваша задача найти целое, структурное, по настоящему важное, выходящее из места.
Давайте помнить, что плохо продуманный и организованный сад порождает насильственное взаимодействие, не свойственное поведению человека, и приведет к изменению или забвению его частей.
Ландшафтный проект для жизни — это в первую очередь работа с домом и разнообразием строений на участке: террасы, садовые павильоны, оранжереи, теплицы, гаражи, смотровые площадки, перголы, мастерские, бассейны, хозяйственные постройки, детские домики и так далее. Чтобы стилистически подружить и увязать их в общий ансамбль, то довольно часто мы изменяем и экстерьер дома в лучшую сторону.
В представленной галерее проектов и видео-демонстраций я специально отобрал только те проекты, где в работу поступал только дом в виде голой коробки, а все строения, пристроенные к дому и в отдалении, как неотъемлемую часть задуманного сада, мы создали сами. Обратите внимание, как обогащается ландшафт и взаимодействие семьи с ним, если он грамотно увязан с домом через различные строения.
Вроде высказал, что для меня важно, теперь коротко о том, как я работаю. Мы не роботы и не клепаем проекты на поток. Что это значит? Мы практикующие дизайнеры, которые в сезон строят 3-4 сада и не просто авторский надзор, а со своими бригадами под ключ от проекта до конечного результата, проходя весь путь. Следовательно, большую часть сезона проводим на стройках.
Но дело не только в ограниченности времени. Я не верю и негативно отношусь к проектированию на поток без обширного опыта в реализации реальных садов. Жизнь коротка и сформировавшийся дизайнер, ну сколько он создаст садов за жизнь 30-60 и то, если жизнь будет долгой. Вполне логично, чтобы не перегореть и не отвлекаться на то, что маловероятно будет созданным в реальной жизни, он обязан более вдумчиво и ответственно распределять свое время, а время — это жизнь.
Дизайнер проходит путь и нарабатывает свой опыт, перерастающий в отличительный почерк. В последующем с узнаваемостью его работ у него два пути. Продолжать созидать, но с чувством, толком, расстановкой, совершенствуясь и погружаясь в необычайно интересный и глубокий мир дизайна, создавая интересные сады.
Или делегировать “рабочку” по проектированию наемным, менее опытным дизайнерам и в этот момент ты превращаешься в менеджера, контролирующего поток по проектированию. И тут возникает вопрос: а любил ли ты по-настоящему дизайн или ты неосознанно стремился к управляющему менеджеру.
Молодые дизайнеры набивают шишки, профессионально взрослеют и уходят. В тени зрелого дерева новое не растет. Разумеется, они уходят, чтобы в последующем стать независимым дизайнером и наработать свой авторский почерк, кроме варианта, когда талантливому дизайнеру предлагают партнерство. Поэтому у менеджера другие задачи, как обновлять коллектив молодой кровью и оставаться на плаву.
Вследствие всего этого, оставаясь дизайнером, а не менеджером и работая лично над каждым проектом, требуется время и энергия. Пять-шесть проектов в год — это максимум, который я могу без ущерба качеству и своему здоровью спроектировать. Сроки ожидания на проектирование занимают от 4 месяцев до 1 года.
Уверен, что у вас сроки уже горят и по этому лучше поискать свободного дизайнера, ожидающего лично вас (кстати к слову, в меру своей занятости я стараюсь перенаправить “Шумахеров” в проверенные руки сторонних, но хороших дизайнеров — пишите в телеграм, поделюсь контактами).
Но если я вас не убедил, и вы непременно решили поработать со мной? То эта информация для вас.
Срок работы над проектом. Средние реальные сроки не меньше 2 месяцев, а в среднем 2-3 месяца. Все по той же причине, которая становится понятной после прочтения как рождается ландшафтный дизайн? При желании разобраться и выдать нужный результат требуется время, а спешить я не люблю.
Как строится работа по разработке ландшафтного проекта вашего участка. Имеется в виду техническая часть создания проекта.
1). Этап эскизирования. В Результате анализа, решения противоречий и другой работы рождаются простые эскизы, отражающие первичные массы домовладения, проявляются уточняющие вопросы. Но зачастую на этом этапе я создаю и более проработанные эскизы для большего погружения в сад и нащупывания основных структур.
2). На втором этапе создаём 3d модель ландшафтного дизайна участка, дома, строений в SketchUp. Базовая модель, обязательная для нашего проектирования. Программа SketchUp для просмотра моделей есть в открытом доступе. Данная программа позволяет заказчикам рассматривать, вращать модель дома, участка с ландшафтом и детально погружаться в будущий сад. Разумеется, вся модель построена в масштабе и заданных размерах для дома, участка, рельефа, ландшафтных элементов. Данный этап основной, так как именно в нём создаётся, правится вся основная проектная модель сада.
3). На третьем этапе происходит разработка чертежей.
4). На четвёртом этапе, зачастую с разработкой чертежей поэтапно создается финишная 3Д графика и видео демонстрация участка.
Стоимость полной разработки проекта ландшафтного дизайна участка в Минске, России, СНГ можно узнать только после запроса и уточнения рабочих факторов, влияющих на цену ландшафтного проекта. Ориентировочная цена — 120-190 usd за 1 сотку.
Закончить же хочу фрагментом стиха Кавафис — Итака: Когда задумаешь отправиться к Итаке, молись, чтоб долгим оказался путь, путь приключений, путь чудес и знаний.
Одиссей стал таким, каким его знает весь мир, именно потому, что его возвращение на Итаку затянулось. Быстрый и поверхностный путь не приведёт нас к желанному результату в виде гармоничного, благоухающего сада. Надобно сильное желание, погружение в тему и время. Удачного всем нам пути…
Больше фото проектов ландшафтного дизайна участков смотрите в Портфолио
Ну что же, друзья, если вы уже добрались до этого текста, а прощаться еще не готовы. То можем задержаться и еще немного побеседовать о садовом дизайне.
Я убежден, что ни школа, ни институт, ни леса и луга, и даже государство, а именно родительский дом с садом, отождествляется у нас с РОДИНОЙ. Это то по настоящему единственное, что мы проносим через всю свою жизнь, к чему стремимся, на что равняемся и во что верим. Именно поэтому так сильны наши детские воспоминания, проведенные в деревне или на даче. У многих из нас имеются такие места силы с особой энергетикой, которые мы обязаны сохранить, благоустроить для следующего поколения. А многим из нас придется построить такое место с нуля.
Осознать. Прочувствовать. Выразить.
Целью ландшафтного архитектора является не просто дизайн участка, а создание для человека лучшего окружения, лучшего образа жизни. Недостаточно приспособить окружение к человеку. Ландшафтное проектирование обязано “выходить из места”, накрепко связывать дом и сад в одно целое. Порождать глубокие эмоционально – духовные связи семьи со своим усадебным местом.
А что мы имеем сейчас в наших реалиях!!!
Какими стереотипами переполнен ландшафтный дизайн !!! Прошло время, когда мы удивлялись силе воздействия маркетинга на наше сознание! Стиль. Мода. Тенденции.
Многие студии так убедительно предлагают спроектировать и оформить ландшафтный дизайн сада по канонам определенного стиля. Выбирайте, что ближе: модерн, минимализм, восточный сад, пейзажный английский, формальный французский или природный сад в стиле Удольфа. “Натянем” ваш участок и ваше с ним взаимодействие на любую стилистическую форму.
Последствия 90-х годов — отсутствие должного образования в сфере дизайна и садоводства, некомпетентность нас, дизайнеров, превращают наши дома, дачи и сады в одну безликую, подрожающую различным стилям мешанину. Кижи, Павловск, Опса, Залесье, Эксбери, Киото, Рикуген и многие другие. В чем секрет этих удивительных мест, волнующих наше сознание?
А какой масштабной силой индивидуальности обладали архитекторы и художники, создавая тысячи парковых и усадебных шедевров по всему миру, не имея тех возможностей, что доступны нам, современным дизайнерам! И где та грань в ландшафтном дизайне между преемственностью и копированием! На эти и многие другие вопросы моему пытливому разуму еще предстояло найти ответы.
С юных лет, познавая русский Север, наблюдая за жизнью тайги и бескрайним холодным морем, мне чувствовалось, что именно тут и только тут, в этом высшей степени необъятном и самобытном месте, под этим строгим и грустным небом может и непременно должно рождаться и совершаться нечто очень значительное.
Белорусская же поэзия ее лаконичных и словно нарисованных пейзажей всегда представлялась мне райским Эдемом, где цветут сады, журчат ручьи и поют птицы. Где нечему свершаться и рождаться, ибо уже родилось и свершилось.
Анализируя разные контрастные ощущения в восприятии объема из детства и юности, разрываясь между двух государств. Каждый раз посещая новые места, изучая скромные и величественные сады дворцово – парковые ансамбли, заповедники, экологические биоценозы и ландшафты. Бродя по шумным проспектам и тихим улочкам, я пытался найти в них общие признаки проявления стиля, то, что объединяет эти разные по местоположению места и делает их гармоничными.
Понадобилось время и опыт, чтобы понять, что стиль и тенденции в первую очередь не совокупность своеобразных приемов присущих определенному времени. А скорее подытоживающая весьма поверхностная форма определения деятельности, последующим поколением, а в сущности, все они подчиняются только единым законам художественной гармонии, таланту архитектора, духу времени и месту. Поэтому я не отношу себя к эпическим “ландшафтникам”, воспевающим готовые решения определенного стиля.
Главная суть и предназначение нас, дизайнеров и художников, не в слепом и доступном подражательстве, собирательстве картинок со всего света. А в транслировании неотъемлемой сути, что в каждом саду течет своя жизнь, которая имеет свое характерное лицо и у которой свой ритм, свои краски, индивидуально личные формы. На каждом участке тлеет свой огонек жизни. Важно понять его, найти и средствами дизайна, как мехами, раздуть мощный и стабильный очаг, который будет удивлять, согревать, объединять и защищать. В этом случае уже не понадобится подгонка чужих идей, ваш дизайн сам станет основой, визуалом и примером для других садов.
Ландшафтное проектирование.
Резкий повышенный спрос на ландшафтное проектирование участков породил столь же резкое и хаотичное предложение. В последнем десятилетии в странах СНГ сложилась тенденция продавать красивые фото в виде проектов по ландшафтному дизайну в 2 – 3 разных вариантах исполнения, на выбор заказчика. Такой непрофессиональный подход очень сильно огорчает.
Ведь вся мировая ландшафтная архитектура построена совершенно на обратном принципе. А уровень проектной культуры и мастерство ландшафтного дизайнера определяется не тем, что он может предложить тот или иной поверхностный вариант или какое-то их количество на выбор заказчика. Перебирая случайные варианты методом подгонки фотоаналогов.
А тем, что у него есть оптимальный, проработанный и необходимый для конкретного случая способ решения ситуации с учетом всех объективных факторов, условий и обстоятельств места. В данном контексте я могу сформулировать своеобразный девиз любого неравнодушного, фанатичного и упрямого ландшафтного дизайнера:
Мы вариантов не предлагаем!
Не предлагаем именно потому, что способны осознать, прочувствовать, вообразить всю их потенциально возможную совокупность и предложить наиболее оптимальное, объективно необходимое решение с точки зрения специфики конкретной ситуации.
Да и вообще, что за делетализм ! Чтобы мы все выбрали: хирурга, автослесаря, адвоката и так далее. Которые сделали бы свою работу профессионально или пудрили бы нам мозг. Предлагая разные варианты, мало связанные с сутью вопроса наш наш откуп и выбор. Мол, выбирайте, ваш выбор — ваша ответственность.
Дорогие читатели, помните: только тщательное изучение взаимосвязи проектируемого объекта с окружением. Учет всего разнообразия применяемых средств организации пространства: функций, приоритетной циркуляции движения, качеств местности, цвета, формы и других составляющих художественной композиции приведет к полноценному и единому творению. Где построенный дом и сад станут одним композиционным целым. А живой, постоянно меняющийся сад станет аллегорией надежды, жизни и преемственности. То самое место силы.
Невозможно выразить в ландшафтном искусстве и в любом другом то, чего сам не чувствуешь.
Хвала нашим педагогам, великим художникам и дизайнерам, которые неустанно прививали основные постулаты художественной гармонии своим приемникам. Призывали посвятить первую половину жизни поиску, изучению тысячи трудов в психологии восприятия, формообразовании, архитектуры, худ. композиции и Мхк.
После, набравшись опыта и знаний, ставить благородные цели при проектировании, порождая глубокие эмоционально — духовные связи места и человека. А как сотворить Эдем на своем участке? Как прийти к глубокому пониманию художественной гармонии не в теории, а на практике? Увы, к сожалению, общего рецепта, применимого для всех сразу, не существует. А жаль :). Но существует путь индивидуального уравнения, где решение сугубо самобытно и присуще только этому месту и этой семье.
Путь к осознанию этого уравнения занял целое десятилетие. В этом пути, в этих поисках пробегали года, создавались эскизы, писались картины, рождались новые сады. Порой казалось, что ты на верном пути. Сколько раз приходило озарение и ощущение того, что именно здесь и сейчас ты можешь понять то, что постоянно тебя занимало. Как отыскать и сформулировать ту самую формулу красоты и гармонии, применимую ко всем нам и нашим участкам!?
И ты, застыв, словно истукан, стоишь, подняв голову в высь, словно ждешь помощи. А там тишина. И только проливной дождь, словно стражник познания, гонит прочь, оставляя внимать шум дождя только тех, кто достоин познания…
Одним летним вечером я любовался закатом на пристани Лепельского озера. Мелодичный шум волн навевал приятные воспоминания. Я переносился в свое далекое северное детство. Где прямо под окнами дома на Северной Двине стояли пароходы, сновали катера, степенно плыли баржи, пыхтели буксиры и кричали чайки, порой так сильно, что заглушали людскую суету парома. Рассветы сменяли закаты и озаряли комнаты золотистым светом. Слышался шум волн, и всегда пахло каким-то весенним запахом мокрого песка, вара, ила и свежего северного ветра.
Знакомое чувство вдохновения и ощущения высшего счастья охватило меня. Я в который раз задумался, почему воспоминания о различных важных местах так навязчиво преследуют нас в течении всей жизни.
Если взаимосвязи эмоционально вызвали негативные тональности. То переживание, помимо неприятного осадка, всплывает в нашем сознании, словно в рассеянном тумане. Закономерно, мы постепенно стираем из памяти неприятные моменты. Если ощущаемые в прошлом взаимосвязи приятные, если они взывают к самому сердцу – переживания становятся желанными и частыми.
Время в те секунды для меня остановилось. Неуловимая суть долгих лет, словно в снисхождении ко мне, постепенно проявлялась в моем сознании. Меня осенило!
Основой для будущих идей по настоящему сильного ландшафтного дизайна должны стать чувства и переживания, связанные именно с местом проектирования.
Суть этого прозрения, совершенно в другой интерпретации обнажало сложившиеся стереотипы в создании проектов ландшафта загородных участков.
Мы должны не предлагать поверхностные варианты на выбор, которые действуют как визуальный раздражитель. Что зацепило, то и будем реализовывать. А отыскать такие инструменты, которые будут проявлять эмоции и работать как более цепкие якоря с нашим местом.
Становилось ясно, чем богаче будут художественные образы, профессиональные знания и эрудиция дизайнера, а также желание закапываться по глубже в пласт участка в поисках сопричастных решений, тем ярче и насыщенней будут воспоминания людей и их близких о своем усадебном месте в будущем. Что может быть важнее!
В последующем предстояло осознать, изобрести и испытать на практике такие инструменты. Весь этот поиск, помимо непосредственной работы по проектированию садов, сформировался в цикл статей. Ландшафтный дизайн от 1 сотки до 1 гектара. Где я в нюансах разъясняю, как я использую эти инструменты в проектировании ландшафтного дизайна участков разной конфигурации и размера.
Знать путь и пройти его – не одно и тоже.
Конечная цель всякого художественного творчества – созидание. Не существует принципиального различия между художником и ремесленником. Художник – это ремесленник более высокого класса. Без ручного труда не может обойтись ни один художник. Для него это источник творческих сил.
Существует генетическая взаимосвязь между конституцией человека и художественными формами, которые он создает. Те природные силы, которые предопределяют его физический облик, духовные особенности личности, а также специфическая для каждого человека пластика тела способны проявляться и в его работе. Если художник искренен, все, что он делает, становится зеркальным отражением.
Поэтому невозможно создать поистине гармоничного сада, не пройдя весь путь от начала до конца. От первого эскиза до последнего клинкерного кирпича в мощении и посаженного тиса возле главного входа в дом. Чтобы грамотно спроектировать, надо построить не один сад собственноручно.
Мы не просто продаем красивые проекты по ландшафтному дизайну в Беларуси, а создаем неповторимые в своей эстетической и экологической самобытности сады, просто трудясь своими руками, руками ремесленника, глазами художника, художника — пейзажиста Ломать Дмитрия.