Хорошо задуманная лестница подчас становится проводником между волшебством и реальностью …. Когда то давно путешествуя по Браславщине я посетил заброшенную усадьбу «Опса» где проходили съемки Дубровского и других фильмов усадебной тематики.
Моему взору предстал большой парадный партер с кое -где сохранившимися по контуру лиственницами. А в центре находилась усадьба в эклектическом стиле. Изучив усадебный дом я вышел с обратной стороны из столовой на террасу. Вокруг плотным кольцом сжимались куртины благоухающих сиреней, образуя небольшую, залитую солнцем и ароматом лужайку.
Я словно наяву видел большой круглый стол, улыбающихся людей пьющих кофе, а рядом много веселящихся детей подбегающих к столу и выхватывающих фрукты. Спустившись с террасы на лужайку и прохаживаясь вдоль сирени по кругу я с удивлением думал, как интересно архитектор спустя сто лет воздействует на меня даже теми жалкими остатками, что сохранились от усадьбы.
Сначала удивил просторным партером перед усадьбой, потом контрастно неожиданно растрогал совсем небольшой, но такой чертовски уютной поляной с террасой. А утонченная усадьба служила переходом, между этими так не похожими садовыми полюсами.
Неожиданно мои мысли были прерваны не замеченной ранее дорожкой, ведущей к широкой каменной лестнице, исчезающей в зарослях сирени и спирей. Спускаться по ней одно наслаждение, согретый прежде на поляне майским солнцем, я очутился в тенистом коридоре из различных кустов, где каскадом сверху ниспадали ветви ясеня и клена, а птицы заполняли воздух смелой переливчатой трелью.
Каменная лестница уводила резко вниз, где виднелся просвет. Спускаясь, я размышлял почему лестница такая крутая,
зачем……..
Оказавшись внизу на уютной террасе, зеленый коридор из деревьев резко прервался и моему взору предстало широкое, синее озеро закрытое со всех сторон лесом, а каменные ступени, как не в чем не бывало продолжали уходить в глубь озера. Я разбит, обескуражен, ошеломлен……
«Достойны похвалы лестницы, если они светлы, просторны и удобны для хождения :ибо, будучи таковыми, они привлекают человека подняться по ним …» Андреа Палладио.
Эти слова выдающегося итальянского зодчего, современника Леонардо до Винчи и Микеланджело очень точно определяют главное предназначен лестниц-служить человеку.
А в нашей реальности в Минске нам приходиться повсеместно сталкиваться с явной небрежностью устройства наружных входных и садовых лестниц. Зачастую они не удобны, дисгармоничны, не сомасштабны строению и пространству. А ведь лестницы по настоящему имеют сакральное значение для человечества. Вы только вдумайтесь, что все достопримечательности на нашей земле — сотворенные людьми.
Совершенно все имеют свои неповторимые лестницы. Чудеса света, замки, знаменитые дворцово-парковые комплексы, поселения в скалах, средневековые города такие как Флоренция немыслимы без лестниц. А вспомните пансионаты, городские парки и дома отдыха с их широкими лестницами и террасами !?
Сколько всего удивительного и познавательного можно рассказать о лестницах, но эти сугубо информационные познания не сделают наши лестницы и пространство вокруг наших домов и дач гармоничней :).
А вот реальные советы, может и будут кстати.
Лестницы являются сильной доминантой, связывая в один ансамбль архитектуру дома и ландшафт. Также они неотъемлемо влияют на масштабное восприятие сада.
Первое, что мы видим после фасада дома — это крыльцо. Именно входная группа по умолчанию, становится визитной карточкой роскошного особняка, небольшого коттеджа или совсем крохотной дачи. Далее следуя по саду, лестница дает нам возможность перехода с одного уровня на другой и создает двухстороннюю связь с различными закрытыми и открытыми объемами участка. Общеизвестный факт, что стилистику лестниц определяет архитектура здания.
Чем более крупнее и выразительней дом, тем большее внимания надо уделить правильной организации лестниц.
Рассмотрим массовый вариант, когда строится большой особняк на небольшом участке. Многие домовладельцы совершают одни и те-же ошибки. Построив большой и красивый дом по архитектурному проекту, приступая к благоустройству по тому же генплану посадки дома, где шаблонно и утилитарно просто для наглядности выделены объемы для укладки тротуарной плитки и границы газона, помечены наружные лестницы. В итоге пространство вокруг дома постепенно наполняется не взаимосвязанными дробленными элементами в виде не соразмерных дому:монолитных лестниц, подпорных стенок, беседок, одиночно посаженных туй, кустарников, качелей и других элементов сада. Тем самым порождая дисгармонию в восприятии, как сада так и дома.
Важно понимать, что в данном случае архитектура дома преобладает над окружающим пространством участка. И при хорошо выдержанной архитектуре, декоративные растительные посадки, подпорные стенки, перголы, качели, лавки и другие элементы благоустройства, являются подчиненными элементами композиции и должны усилить художественную ценность архитектуры дома.
Поэтому входная лестница, должна соответствовать объему дома. Удаляясь в глубь участка, садовые лестницы, террасы площадки и дорожки должны по своим размерам и материалам перекликаться с домом и входной группой. Поэтому и основным фактурным и колористическим материалом для входной лестницы должны служить тождественные материалы используемые в отделке фасада дома.
Например комбинировать, то есть контуры выполнять из клинкерного кирпича, а наполнение любое. Главное добиться контраста при котором контуры будут преобладать над внутренним наполнением, гармонируя с общим фактурным и цветовым стилем дома.
Пример. Приступив к благоустройству этого участка в Минске, я имел большой дом с цоколем и забором из бутового камня. Каменный цоколь меня устраивал своей доминантностью и фактурностью, а вот каменный забор удручал своей чрезмерной харизматичностью:) Я принял решение выполнить лестницы, мощение, подпорные стенки в соответствующей стилистике дома, а воздействие забора в последующем смягчить посадками.
Еще один пример. Данный дом был выбелен и имел молочный цвет стен, крыша коричневая черепичная, цоколь был облицован керамикой. Я подбирал цвета и фактуры материалов для мощения, лестниц, подпорных стенок, а также их объемы, чтобы они с домом составляли одно гармоничное целое.
Допустим у нас есть стандартный небольшой дачный домик и участок в 6-10 соток. Делать небольшой, скромный дом доминантой окружающего объема нелепо. (хотя многие пытаются, облицовывают броским сайдингом, помпезно отделывают фундамент искусственным камнем, нагромождают бетонные лестницы облицованные плиткой грес, вырубают деревья рядом с домиком, прокладывают широченную прямую дорожку из тротуарной плитки до калитки «пусть все видят мой дворец «:)
Намного проще спроектировать пространство так, что бы он был уютным шалашом среди прекрасного сада, где деревья и кустарники, смыкаясь и размыкаясь закрывают нас от посторонних взглядов, образуя уютные для всей семьи лужайки. По среди которых словно в сказке, обвитый клематисами и девичьим виноградом, выглядывает небольшой но такой родной только наш дачный домик . Отождествляя собою центр вселенной для вашей семьи именно здесь и сейчас.
В данном контексте наружные лестницы, ступеньки, террасы на даче должны органично растворяться в пространстве. Их размеры должны быть соразмерными с небольшим домом и участком, материалы природными и перекликаться с садом и его фактурами используемыми в цветниках, альпийских горках, подпорных стенках, прудиках — как правило это дерево и камень. Главное требование это максимальная органичность и естественность.
Большое значение на восприятие лестниц оказывают материалы для мощения дорожек, площадок, так как они непосредственно граничат с ними. Здесь вам в помощь статья — укладка тротуарной плитки, камня своими руками.
Очень часто в своей работе я сталкиваюсь с участками с перепадом высот по всей длине, примерно 1-2 метра. И невольно становлюсь свидетелем обширных бетонных подпорных стенок с лестницами по всему нижнему участку (за домом) сада, разбивающие их на зоны как теннисные корты и всегда озадачен как теперь в неизбежной реальности гармонично вписать их в цельный ландшафтный дизайн.
Практика показывает, что один из лучших и более логичных вариантов размещения лестниц и нивелирование перепада высоты на участке такой.
У каждого дома есть проходы между стеной дома и забора с двух сторон, как правило узкие. Эти проходы идеальны для устройства лестниц и разделения участка на 2 основные группы :
1) участок перед домом, входная группа, палисадник, стоянка для автомобилей.
2) участок за домом ; приватная зона семейного эдема, где камерность и уединение превыше всего, где вообщем и обитают основные атрибуты загородной жизни- это обязательная семейная лужайка, миксбордеры, пруд, патио и т.д.
1)Лестница априори становится контрастной двум зонам и служит проводником. Чем искусней будет переход тем более запоминающимся будет послевкусие. А первые впечатления как известно самые сильные. Сам факт того что вы сначала оказываетесь в узком зеленом коридоре больше напоминающем комнату, вы еще и спускаетесь, а спуск у людей ассоциируется с уединением, защитой и таинственностью. Дальше следует раскрытие перспектив на сам сад.
2) Здесь намного больше вариантов технологически увязать дизайн ландшафта с конструкцией лестницы или группой лестниц, террас, так как присутствуют две вертикали, забор и стена дома. В которые могут упираться прогоны лестниц. К тому же здесь легко использовать конструкции для вертикального озеленения.
Пример. Эту узкую проходную зону между домом и забором соединяющую входную группу и сад за домом с перепадом в 1 метр я проработал в деталях. Цель была добиться максимального воздействия на человека, замедлить движение и создать в проходной зоне свой мир, мир чувств и созерцания.
Лестницы или просто единичные ступеньки в саду надо стараться завязывать в теле какого-то структурного вертикального объема, стены дома, бонсай, террасы, крупного камня, альпинария, рокария, подпорной стенки или в объеме клумбы.
Есть и другой вариант, создать вокруг лестницы живой вертикальный объем (кустарники, деревья), в особенности красиво будут смотреться экзотические деревья — солитеры привлекающие внимание такие как: туя, гинкго, лиственница, магнолия и другие.
Довольно часто встречающаяся ошибка на дачных участках при оформлении сада, когда владельцы устраивают всеми желанную альпийскую горку своими руками по фото в интернете. Рядом расположена терраса или веранда для любования этой красотой на которую по обыкновению ведет бетонная лестница.
И выглядит это все мягко говоря раздроблено и дисгармонично. В таких случаях, чтобы все заиграло одним цельным, лиричным произведением, не бойтесь объединять все эти садовые элементы воедино.
Как сделать гармоничную альпийскую горку своими руками читаем здесь.
Пример альпинария возле дома с лестницей
Как вы уже наверно поняли по фото наружных лестниц и ступенек в этой статье. В своих работах по благоустройству и ландшафтному дизайну в Минске, я отдаю предпочтение лестницам из природного камня. В эстетическом смысле они настолько эксклюзивные, что априори становятся яркой выраженной доминантой участка и дома. Они рождены самой природой и органично вписываются в любую архитектуру, а в практическом смысле они вечны. И на протяжении уже очень многих веков служат человечеству по всему миру, являя удивительную атмосферу прошлых лет.
Большое количество фото лестниц из природного камня вы можете посмотреть в моем портфолио
Желаю вам красивых наружных лестниц и ступенек для вашей дачи или коттеджа, и сотворить неповторимый ландшафтный дизайн для вашего усадебного дома.
С уважением, художник-дизайнер Ломать Дима. Минск
Актуальный совет: Каким образом добавить полезную статью в закладки браузера: Нажмите «CTRL+D». Это удобно и работает в большинстве браузеров, попробуйте сейчас.